Что делать, если ребенок ревнует к другим детям

  3:24   20-12-2006

П роблема ревности может возникнуть как в семье (по отношению к братьям и сестрам), так и в детском саду (по отношению к другим детям в группе). Чаще всего дети яркими проявлениями ревности добиваются внимания взрослого. Иногда поведение маленького ревнивца становится агрессивным и может нанести вред окружающим.



Агрессивную вспышку взрослый должен постараться «погасить» и тут же предложить два-три приемлемых способа выхода из ситуации.

В качестве профилактики взрослому желательно почаще одобрять малейшее проявление дружелюбия и терпимости ревнивца по отношению к окружающим его детям. В те моменты, когда «соперники» играют мирно, воспитатели или родители могут похвалить их, высказать свои чувства, описать в позитивном тоне их поведение, а главное, дать детям понять, что они любимы и что внимание взрослого они скорее могут получить, демонстрируя доброжелательное отношение к другим. Даже совсем маленькие дети могут уловить и понять внимание и заботу.

Иногда острое чувство ревности может вспыхнуть при появлении в семье младенца. Старший ребенок может вести себя агрессивно по отношению к малышу, может начать грубить маме, отказываться от еды, от игрушек. Случается, что двух-трехлетний ребенок в подобной ситуации вдруг вновь просит у мамы соску, начинает «сюсюкать», а иногда — писать в штаны, хотя уже давно отвык от этих привычек.

Подобный регресс развития ребенка наступает вследствие непреодолимого желания, во что бы то ни стало вернуть внимание и расположение близких, занять прежнее место кумира в семье. Родители не должны критиковать ребенка, ругать и поддразнивать его. Лучше заострять внимание на его «взрослых» поступках. Например, ребенок поставил на место свои игрушки, самостоятельно застегнул пуговицы — похвалите его за это, тогда он утвердится в мысли, что быть большим — это огромная привилегия. Д. Лешли считает, что тогда ребенок поймет, что внимание родителей можно привлечь не только своей беспомощностью и зависимостью, но и «взрослыми» делами.

Однако только похвал ребенку будет, скорее всего, мало. Поэтому как бы ни было тяжело маме управляться с домашними делами и уходом за младенцем, она обязательно должна уделять время на общение со старшим ребенком. Причем в моменты такого общения, хотя бы 2—3 раза в день, внимание и любовь мамы должны быть безраздельными (без присутствия младенца).

Планируя следующий день, маме следует распределить время таким образом, чтобы побыть наедине со старшим ребенком. Конечно, это трудно, но возможно. Попробуйте — и вы убедитесь в этом сами. Кроме того, вы получите удовольствие от общения с вдруг повзрослевшим сыном или дочерью.

Бывает, что на помощь молодым мамам спешат бабушки и дедушки. Отлично! Общение с ними — спокойное и доброжелательное — поможет ребенку почувствовать свою значимость и любовь близких. Но такое общение полностью не компенсирует невнимание родителей. Более того, если добрые дедушка и бабушка, стремясь облегчить всем жизнь, забирают к себе старшего внука или внучку, ребенок, с одной стороны, «купается» во внимании окружающих, а с другой — чувствует оторванность от семьи, ненужность и брошенность. Если возможно, пусть лучше бабушка и дедушка побудут с младенцем, а мама погуляет со старшим ребенком, почитает ему книгу, порисует, просто посидит рядом. Если же бабушка и дедушка пока еще не готовы прийти на помощь, мама и папа, когда младенец спит, занимаясь домашними делами, могут привлекать к ним старшего ребенка, разговаривая с ним как можно больше. Главное для него — знать, что он любим и нужен родителям.


- Я пошла к себе, прошу меня не беспокоить, - тринадцатилетняя дочь закрыла перед моим носом дверь комнаты, которую еще недавно мы называли детской. Ох уж этот пресловутый переходный возраст! Теперь, чтобы попасть в комнату собственного чада, мы долго стучимся и, в лучшем случае, получаем в ответ милостивое “войдите”, а в худшем – капризное “я занята”. “Это неуважение! С ней давно нужно серьезно поговорить!” - решил однажды муж. Воспитате...

Ученые утверждают, что за последние пять лет умение детей общаться значительно ухудшилось. И виной тому - все тот же пресловутый телевизор, перед экраном которого дети просиживают слишком много. Часто телевизор становится их главным собеседником. В результате, подрастающее поколение все хуже владеет родной речью: дети затрудняются объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Основы ...

Буквально через несколько дней после драматических событий с захватом заложников на «Норд-Осте» мой сын утром сообщил мне: «Мамочка, мне приснилось, что к нам пришли террористы, ты ушла, а я не смог...» И я снова почувствовала страх... И это, оказывается, вполне прогнозируемая реакция. По словам детского психолога Татьяны Шишовой, впечатления для ребенка должны быть дозированными, чтобы он в состоянии был их переварить. После захвата заложник...