Высоко сижу – далеко гляжу? Школьная близорукость

  3:32   27-07-2007

Это заболевание связано с удлинением глазного яблока, в результате чего изображение на сетчатке становится расфокусированым, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль. Близорукость у детей – это не только оптический дефект, который можно легко исправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются внутриглазные структуры, особенно сетчатка. В результате на глазном дне возникают дистрофические изменения, которые при прогрессировании могут привести к безвозвратному снижению зрения.

При миопии также страдает адаптация зрительной системы ребенка к восприятию вблизи, «перегрузки» определенных внутриглазных структуры приводят к ложному увеличению близорукости (спазму аккомодации). При отсутствии своевременного лечения спазм может провоцировать рост близорукости.

Какая бывает?
  • по времени появления миопия бывает врожденной и приобретенной;
  • по виду – оптической, осевой и оптико-осевой;
  • по величине – слабой (до 3,0 диоптрий), средней (3,0-6,0 дпрт) и сильной (6 дптр и более);
  • по ежегодной скорости прогрессирования – стабильной (0,5 дптр), медленно прогрессирующей (до 1,0 дптр), быстро прогрессирующей (10 дптр и более).

    При обследовании ребенка с прогрессирующей миопий помимо стандартных методов исследования должно проводиться измерение размеров глазного яблока с помощью ультразвука, а также определение запаса аккомодации. Эти данные необходимы для оценки степени нарушений в системе зрительного анализатора и определения тактики лечения малыша.

    Как это не печально, но миопия, появившись однажды, никогда не исчезает, а лишь прогрессирует в той или иной степени.

    Поэтому будущим школьникам и тем, кто уже учится рекомендовано лечение. Как правило, оно комплексное, направленное на все аспекты, приводящие к ее прогрессированию, а так же на предотвращение возможных осложнений. В основном оно консервативное, включающее в себя различные методы функционального воздействия. Это и занятия на определенных аппаратах, и различные методы физиотерапевтического лечения, и медикаментозное воздействие. Методы консервативного аппаратного лечения, можно разделить на две группы. Одни направлены на улучшение питания и метаболических процессов в тканях глаза, другие – на восстановление правильной совместной работы внутриглазных структур. При высоком темпе прогрессирования миопии или при развитии осложнений на глазном дне в качестве дополнительного этапа проводится хирургическое вмешательство – склеропластика. Переоценивать ее возможности не стоит. Она не является альтернативой консервативному лечению и проводится больше с трофической целью, чтобы улучшить питание задних отрезков глазного яблока. После операции консервативное лечение продолжается. При правильном ведении ребенка и своевременном проведении адекватного лечения врачам удается стабилизировать близорукость без хирургического вмешательств в 75% -78% случаев .

    В промежутках между лечебными курсами, для того, чтобы снять утомленность зрительной системы, можно применять гимнастику для глаз:

    Упражнение «Метка».

    На оконное стекло приклейте вырезанную из тетради клеточку и нарисуйте на ней букву «С» черного цвета. Диаметр буквы 2 мм. Расстояние от глаз до метки - 30 см. ( на уровне глаз). Если ребенок здоров, то упражнение сможет выполнять без очков. Он должен переводить взгляд с близкого предмета (то есть сначала прочитать букву), на удаленный предмет, который находится за окном. Предмет необходимо сфокусировать. Упражнение выполняется по 5-7 минут каждое утро.

    Упражнение «Ракетка».

    Из картона вырезают ракетку, которая должна быть чуть меньше ракетки для настольного тенниса. В ручке прорезают щель, в которую вставляют линейку длиной 60 см. На высоте 2 см над линейкой рисуют букву «С» диаметром 2 мм. Ракетку держат перед собой на вытянутых руках и перемещают по линейке по направлению к глазу и от глаза до тех пор, пока буква не начнет расплываться. Упражнение выполняется по очереди каждым глазом. Для того чтобы приблизить дальнейшую точку ясного видения нужно приставить у здоровому глазу или очкам для дали стекло +3. Упражнение выполняется вечером по 5 минут каждым глазом. Не забудьте сделать перерыв 5 минут.

    Внимание! Эти упражнения не носят основного лечебного характера, а применяются в качестве дополнительной меры, в комфортных целях.

    Скорректировать зрение помогут очки и линзы. У контактных линз есть свои преимущества, но для малышей очки безопаснее. И что еще не мало важно, с их помощью обеспечиваются более комфортные условия для зрительной системы: очки позволяют дозировать нагрузки на глаза, что особенно важно при прогрессирующей близорукости. Именно поэтому мы не рекомендуем применять контактную коррекцию (контактные линзы) у детей до 14 лет.

    Существует мнение, что если на ребенка надели очки, то он их ужу никогда не снимет. Это не так. Во-первых, при миопии слабой степени (до 3 диоптрий) очки назначаются только для того, чтоб малыш смотрел в даль. Они не носят лечебного характера и назначаются для комфорта. Если ребенок обходится в повседневной жизни без очков, то заставлять одевать их не надо. При высоких же степенях близорукости, либо резком снижении остроты зрения вашему чаду назначаются очки для постоянного ношения. Однако, при условии двухгодичной стабилизации миопии возможно операционное вмешательство с применением эксимер-лазерных технологий, что полностью избавит подростка от очковой зависимости.

    Хирургическое вмешательство возможно с 18-летнего возраста, когда заканчивается формирование и рост глаза.

    Не лечат близорукость и ночные линзы, популярность которых возросла в последнее время. Их надевают на ночь, пока ребенок спит, они изменяют профиль роговицы. Так как ее ткань ригидна (от лат. rigidus - жёсткий, твёрдый), эта форма сохраняется в течение следующего дня, что создает ощущение 100% зрения. Но при этом это никак не останавливает процесс прогрессирования близорукости и не влияет на механизмы ее вызывающие – своеобразный «оптический обман».

    Первое время снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя это заболевание выявить, пока оно не перерастет в прогрессирующую близорукость. Распознать эту проблему не сложно, первый признак – ухудшение дальнего зрения. При рассматривании удаленных предметов ребенок начинает прищуриваться, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становиться четче. С «наступлением» близорукости дети жалуются на быстрое утомление глаз при работе на близком расстоянии, а при чтении или письме приближают текст к глазам, при этом нередко ощущают головную боль и быстро устают. Характерным признаком также может быть то, что школьник часто трет глаза, учащенно моргает, при чтении пропускает слова, у него портится подчерк.

    Факторы риска
  • Повышенная зрительная нагрузка: игры на очень близком от глаз расстоянии, неправильная поза при чтении или письме, мелкий или плохой шрифт, то есть все, что заставляет чрезмерно приближать глаза к тексту или предмету. Сюда же следует отнести просмотр телевизора и компьютерные игры. Чем больше часов зрительной нагрузки у ребенка, тем чаще возникает близорукость.
  • Частые простудные заболевания, грипп, пневмония, аденоиды и миндалины, больные зубы: - все это ослабляет иммунную систему и значительно усиливает вероятность прогрессирования близорукости. Чем чаще болеет ребенок, тем больше шансов стать «очкариком».
  • Генетическая предрасположенность: риск возникновения миопии у ребенка, у которого оба родителя близоруки, очень высокий. Хотя и кого-то одного из родственников достаточно, чтобы передать этот неприятный наследственный фактор.
  • Гипотония: малоподвижный образ жизни – один из злейших врагов здоровью школьника.
  • Неблагоприятные условия внешней среды.

    Для детей, которые пошли в школу большое значение имеет гигиена зрения, даже при отсутствии патологии.

    Необходимо внимательно отнестись к оборудованию рабочего места школьника, правильно подобрать освещение. Наилучшие условия для профилактики близорукости создаются не только хорошей освещенностью, но и оптимальной цветовой гаммой, состоящей из основных компонентов спектра: красного, зеленого, синего, а также оранжевого, желтого, голубого, фиолетового. О создании такого освещения позаботились педагоги в Америке, Англии, Франции, Германии и некоторых других развитых стран, в результате чего распространенность близорукости среди подростков там более низкая. Читать нужно сидя за столом с подставкой для чтения, так чтобы книга была расположена под углом 45 градусов, а школьник сидел в классической позе. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не наклонялся и соблюдал расстояние от книги до глаз 30-35 см.

    Если ребенок сидит за компьютером и это действительно необходимо для его успешной работы, купите ему специальные очки со светофильтрами, которые увеличивают контрастность изображения. Благодаря им глаза будут меньше уставать. Продолжительность работы за компьютером не должна превышать 1.5 – 2 часа в день (для детей старше 10 лет). Расстояние до монитора – 50 см и больше. Размер шрифта: не менее 14 кегля «Arial».

    Нельзя забывать про физкультуру. Лучше заниматься теми видами спорта, которые способствуют улучшению кровообращения мозга, а, следовательно, и глаза: плаванием, теннисом, бадминтоном.

    Важную роль играет и сбалансированное питание. Школьник должен регулярно получать продукты, богатые витаминами и антиоксидантами: орехи, чернику, различные растительные масла, фрукты, содержащие аскорбиновую кислоту. Если у ребенка генетическая предрасположенность к миопии, не стоит усердствовать в слишком раннем обучении. Необходимо делать перерывы во время занятий, то есть компенсировать зрительную нагрузку физической. Для снятия усталости рекомендуется легкая гимнастика для глаз. Попосить малыша закрыть глаза и представить, как будто перед ним не серые размытые узоры, а сплошной черный экран, сохранить это состояние 2-3 минуты, глаза расслабляются. Повторять - через каждые 15-20 минут во время чтения или работы за компьютером.

    Школьники должны регулярно посещать офтальмолога, желательно два раза в год. И обязательно перед началом обучения. Следовательно, если ваше чадо идет в сентябре в школу, не забудьте на диспансеризации, даже, если будущего первоклашку ничего не беспокоит, зайти в кабинет окулиста.


    Мы вместе с Вами подберем малышу полезную игру и поможем ему вырасти умным и успешным.

  • Где? Еще летом нужно подготовить место, где ребенок будет заниматься. Довольно часто первоклассник делает уроки на кухне под присмотром мамы, занятой приготовлением ужина. В результате у мамы подгорает еда, а у ребенка в тетрадках появляются крошки и жирные пятна. Для домашней работы школьнику нужен собственный стол и стул, соответствующие его росту. Выбираем стол и стулОшибка: стол и стул куплены «на вырост» - малышу при письме необходи...

    Напитки, основой которых является вода, необходимы взрослым и детям так же, как и все другие продукты питания. И потребность организма в них значительно возрастает в жаркое время года, а именно летом. Какие напитки можно предложить ребенку и в каком количестве?Лариса ТитоваПедиатр, диетолог, сотрудник кафедры питания детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образованияВода в организме человека не является ни пласти...

    Детская бессонница   23:27   29-07-2007
    Сонважен для каждого из нас. Когда мы спим, мыотдыхаем и набираемся сил и энергии, необходимойнам для следующего нового дня. После бессоннойночи мы чувствуем себя истощенными ираздраженными. А после хорошего сна человекощущает себя отдохнувшим, полным энергии. Неудивительно, что для родителей очень важно, чтобыих дети хорошо спали и высыпались.Сколько необходимо спать детям?Сон необходим для нормального самочувствияребенка. Кр...